Ирина Жалдак Викторовна (Петрякова)
Ирина Жалдак: «Россия - это круто».
Художник
Ирин, я предлагаю поговорить об Академии. Вы учились в Харькове.
В художественном училище я познакомилась со своим мужем и по окончании худучилища
мы поженились и уехали в Харьков. Академия, а тогда еще институт, очень известная: там
готовят специалистов по всем видам дизайна, там блестящая школа скульптуры и
живописи. Отделением монументальной росписи заведовал профессор Пронин Александр
Федорович. Во время экзаменов он проявлял к на нашей паре повышенное внимание, и
позже мы узнали, что он родом из Казани. Он основал виражную школу и многие витражи
в Харькове - именно его и его учеников.
То, что вы выбрали монументальное искусство, физически не простое для женщины,
было осознанным шагом?
Вполне. Когда я была маленькая, к нам в гости приезжал друг брата, художник, она
занимался росписями. Папа говорил мне: «Ирочка вырастишь - станешь не просто
художником, а будешь делать росписи. Видимо, это записалось куда-то в блокнотик
памяти. Монументальная роспись - самое престижное направление в советское время,
конкурс 20 человек на место. Брали всего 8 студентов, и не больше одной девушки. Но в
моей группе девушек было двое. После окончание этого отделения художник может
исполнять все виды работ: картины, витраж, мозаика…
Вы проступили в 1992 году и окончили в 1997. Обычно к окончанию обучения есть
понимание, где и кем ты будешь работать. Как у художников: выходишь в чистое
поле?
Да, выходишь в чистое поле. Живопись - самое уязвимое и незащищенное направление.
После распада СССР монументальная живопись сошла на нет, исчезли госзаказы.
Приходилось искать заказы самим.
Но ведь найти заказ не так просто.
В этой профессии важно не просто наработать круг клиентов, а работать вместе с
архитекторами. Союз архитектора с художником - то, что обеспечит тебя заказами и
постоянной работой.
Какая из ваших картин стала для вас особенной?
Я очень легко расстаюсь со своими картинами. Но был один заказ, который я не могла
пережить. Это репродукция «Тайной вечери». Поступает __5яП_фзаказ для очень большой гостиной
двухметровой копию фрески. Да Винчи - единственный художник для меня. И Леонардо
пришел ко мне сам.Никогда в жизни я не писала работу так быстро. В день делала по два
портрета персонажей - без дорисовок и переделывания. Наступил момент отъезда работы
к заказчику. Я ревела два дня - не могла расстаться с этой картиной, мне было плевать на
деньги. Вот это единственное тяжелейшее расставание со своей работой.
Насколько для вас важно, как относятся к вашей работе?
В 80% люди стоят и размышляют, смотрят. Они несколько в шоке от размера. Потом
сообщают: нравится. И только процентов 20 первого взгляда реагируют эмоциями: вау,
здорово!
Заходя на вашу страницу, я увидел, что любимые жанры - пейзаж, натюрморт,
портрет. Между пейзажем и портретом разница громадная, что их объединяет для
вас?
В монументальной росписи есть все: пейзаж, портрет, архитектурный пейзаж, натюрморт
может присутствовать. Если выбирать, то - жанр станковой живописи, где в работах есть
люди на фоне природы или архитектуры. Я люблю писать людей.
Насколько серьезным критиком я вашего творчества является мама?
Я ценю мнение близких о моих картинах, потому что они - люди, не связанные с
искусством, и воспримут мои работы так же, как пришедшие на выставку. Художник
художника оценивает с профессиональной точки зрения. Порой полезнее оценка
интуитивная: нравится - не нравится.
Ирина, представьте, что нашу беседу через много лет посмотрят ваши внуки,
правнуки. Давайте дадим им напутствие, послание в будущее.
Любите свою родину. Живите в России. Любите русский язык. Россия - это круто, если ты
живешь в России и делаешь для России, то ты состоишься как человек и профессионал.