Лаврова Оксана
Оксана Лаврова: я хочу вселить в детей
уверенность, что их идеи - нужны
Доцент кафедры органической химии (КНИТУ КХТИ), кандидат химических наук, 2 место на форуме "Наш Татарстан"
1 место на конкурсе имени Лобачевского в секции химии, участие в конференциях российского и международного уровня,
дипломы за лучшие доклады
Оксана, полагаю, химию вы любите со школы?
Настоящий интерес к химии появился на третьем курсе, когда начались лабораторные
опыты.
И наука удержала вас в Alma mater.
Заниматься научной деятельностью, преподаванием - для меня это удовольствие, я не
воспринимаю это как работу. Я прихожу и отдыхаю там душой. Работа в лаборатории - у
меня там работают аспиранты, студенты - вселяет в меня большую уверенность в будущую
молодежь. У меня талантливые дети, который участвуют в конкурсах и выигрывают, у
которых глаза горят, как у меня, которым хочется что-то делать. Работа с молодежью -
всегда держит в тонусе. От них не знаешь чего ждать, каких вопросов. У старших
студентов и моих коллег есть ограничения в мышлении - мы уже знаем о законах науки, а
школьники нет, и они предлагают такие интересные идеи! У них живой неограниченный
взгляд.
Ваш проект занял второе место на форуме «Наш Татарстан» в апреле 2018 года.
Расскажите о нем.
В январе этого года мы с моей коллегой Ларисой Шамсутдиновой организовали группу
студентов и школьников, увлеченных химией. Сообщество называется «Sherlock chemist.
Forward to science». Разместили объявление в Вконтакте: кто хотите - приходите. Думали,
придет человек шесть, а пришло сорок! Мы поняли, что это востребовано. Студентам и
школьникам легче общаться, чем школьнику и преподавателю. Поэтому группы
формируются таким образом, что есть школьник, студент техникума и студент вуза -
маленькая научная группа. Помимо проектов, мы их обучаем непосредственно предмету
химии - и это тоже делают студенты: объясняют теорию, готовят и показывают
лабораторные опыты.
Приведите пример интересных проектов.
Сейчас готовится проект по вторичной переработке вспененного полимера. На проекте
«Политзавод» я познакомилась с коммерческим директором завода, который занимается
утилизацией офисного оборудования. И у них возникла проблема. Они достают из
оргтехники драгоценные металлы, остается много пластика, в том числе вспененного. При
нагревании он вспенивается еще больше и какую-то форму ему задать не представляется
возможным. Сейчас мы ведем исследования по модификации бетона. Добавляем этот
вспененный полимер в бетон, таким образом получая материал более легкий, чем бетон, но
в то же время столь же прочный.
В своей собственной научной карьере вы к чему стремитесь?
Защитить докторскую. Я изучаю гетероциклы лекарственного препарата. Сейчас это пока
в синтезе, биологическую активность еще не проверяли. Планирую на следующий год, так
что итоги подводить рано.
Вузовский преподаватель, репетитор химии и наставник - три совершенно разные
ипостаси. Чего требует от вас каждая из этих ролей?
Вузовский препод требует постоянных знаний в мире в этой области. Репетиторство -
помощь детям усвоить образовательную программу. Наставничество - это помощь в
осуществлении идеи, превратить ее в какой-то продукт. В то, что ты можешь потрогать,
увидеть, понять. Вселение в детей уверенности что их идеи - нужны. Что надо думать, что
надо мечтать и не бояться высказывать свои мысли.