Елизаров Николай Тимофеевич
Николай Тимофеевич Елизаров – ветеран Великой отечественной войны, лётчик.
Николай Тимофеевич родился в 1926 году в Казани в семье Тимофея Васильевича и Татьяны Матвеевны Елизаровых: «Я учился в посёлке Урицкого, там в парикмахерской работала моя мама. Это был посёлок авиационных деятелей – я заходил к матери на работу, видел их - смотрел на петлички и ордена и думал, что обязательно стану лётчиком». После начала войны Николай Тимофеевич поступил в ремесленное училище и работал на заводе токарем. В 1943 году он начал заниматься в аэроклубе: «Мы летали на планерах, на три-четыре дня меня отпускали с работы, я ехал на аэродром в Николаевке, учился летать». После окончания учёбы в аэроклубе Николай Тимофеевич добровольцем ушёл на фронт: «Нас должны были отправить учиться в лётную школу в Ульяновске, но так получилось, что я попал в Запасную пехотную бригаду, которая прославилась на всех фронтах, но условия службы там были очень тяжёлые. Я писал письма Сталину и Калинину, и в начале 1944 года меня перевели в дальнюю авиацию, я был лётчиком связи». После войны Николай Тимофеевич поступил в лётное училище: «Меня не хотели принимать, нужно было девять классов окончить, а у меня было только шесть. Только в 1949 году я поступил в Балашёвское лётное училище и окончил его с отличием. А это давало право выбирать место службы. Но вернуться в свой полк не удалось, меня оставили инструктором – стране нужны были лётчики, а их нужно было обучать». Впоследствии Николай Тимофеевич был пилотом реактивной авиации: «В том числе мы перевозили ядерное оружие. К счастью, не пришлось его применять». Однажды Николай Тимофеевич едва не разбился во время учений, но сумел посадить машину: «Я после этого сказал: «Отдохнуть бы пару дней, сердце что-то пошаливает», меня отправили в госпиталь, обследовали. Сказали, что здоров, как бык – но из реактивной авиации перевели в лёгкую, но там была только должность второго пилота. И в 1958 году я демобилизовался из армии». После армии Николаю Тимофеевичу пришлось заново получать свидетельство лётчика, он работал сначала вторым пилотом, потом командиром лётного отряда: «Общий лётный стаж у меня - 10000 часов. Я за это время целый год провёл в небе». Самым главным в жизни Николай Тимофеевич считает стремление учиться и познавать мир.
Закрыть